За підтримки Фонду прав людини Міністерства закордонних справ Сполученого Королівства та порталу UaPravo.com - Бесплатные Юридические Консультации
  Социальный проект - бесплатные юридические консультации. Мы подскажем вам в юридических вопросах и поможем составить исковое заявление
ГоловнаПошукДопомогаМетодики   Навчальний практикум   Путівник   Документи   Судова практика
 
Надішліть ваші зауваження чи побажанняБібліотека   Словник   Ресурси інтернет
  Розділ курсу ДО  
Концепция прав человека
:: Розділ курсу ДО
Бібліографічний описПовний текстЗв'язок з ресурсамиЗв'язок по розділам знань

Концепция прав человека

На протяжении долгого времени те или иные проблемы, связанные с деятельностью человека, его отношениями с другими людьми, получали отражение в основном в религиозных и философских концепциях, политических трактатах. Права человека – это эталон, образец, к которому должны стремиться не только государство, право, закон, правовой порядок, но и гражданское общество, т. к. степень зрелости и развитости его зависит в значительной степени от признанности, объема и реализации прав человека. Права человека дают индивиду возможность не только участвовать в управлении государственными делами, но и отдалиться от государства, самоопределяться в сфере частной жизни, мировоззрения, выборе религии и деятельности, приносящей максимальное удовлетворение. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо не признаны, либо носят формальный характер.

Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека “мерилом всех вещей”, дала толчок европейской цивилизации, основанной на принципе: от человека к государству. Наряду с этим в традиционных обществах (древнекитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господствовал подход: от государства к человеку, т. е. государство подчиняло своей воле всех подданных, обезличив человека и превратив его в орудие исполнения воли государя (Права человека: Уч-к для ВУЗов/ Отв. Редактор Лукашева Е.А. – М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФРА*М, 1999. - С. 2-11).

Мощный импульс в развитии концепции прав человека был дан французскими просветителями и постепенным переходом к буржуазным отношениям – признание равенства всех людей перед законом. Философы XVII – XVIII вв. в разработке своих концепций исходили из признания примата естественного права над позитивным – эта идея преломляется в теорию естественного (т.е. прирожденного) права, которая позволила оценивать с позиции справедливости действующее в государстве позитивное (т.е. закрепленное в нормативно-правовых актах) право, проводить его преобразование в направлении гуманизма и свободы (Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум, Ун-т внутр. Дел, 2000. – 704 с. – С.181-183). Суть данной теории состоит в том, что в разумном обществе государственные законы должны соответствовать принципам естественного права; прирожденные права человека должны быть отражены в действующих нормах позитивного права. Важен и сам вывод о том, что демократия основывается на принципе: правительство существует, чтобы служить народу, а не народ существует для того, чтобы служить правительству. Суверенитет принадлежит народу, который является единственным источником власти. Эта идея нашла свое воплощение в нормативных актах государств Америки и Европы (Декларация прав Виржинии 1776 г., Декларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г., Билль о правах 1791 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Они стали своего рода моделью для законодательного закрепления гражданских и политических прав человека.

Однако вплоть до ХХ в. концепция прав человека не получила соответствующего национально-правового и международно-правового воплощения. Лишь в середине ХХ ст. после окончания самой разрушительной в истории человечества войны идея прав человека была поднята на международно-правовой уровень – 10 декабря 1948 года была провозглашена Всеобщая декларация прав человека (ежегодно международное сообщество отмечает 10 декабря как День прав человека). В силу огромного политического и морального авторитета Всеобщей декларации ее положения стали включаться в конституции многих государств и в тексты международных договоров. Не исключением стала и Украина – Конституция 1996 г. содержит раздел II “Права, свободы и обязанности человека и гражданина”, который имеет много общего с положениями Всеобщей декларации.

Как свидетельствует история, уже в естественно-правовых взглядах древнегреческих мыслителей отражалась не только практика какого-либо отдельного греческого полиса, но и опыт других обществ. Поэтому прогрессивные мыслители всегда смотрели дальше существующих реальностей, утверждая должное в области прав и свобод личности, соответствующее либо божественным, с их точки зрения предписаниям, либо вытекающее из природы самого человека. Следовательно, права и свободы личности уже в этих доктринах выходили за рамки опыта конкретного государственно-организованного общества. С расширением связей между различными государствами и народами все сильнее стали сказываться на правах и свободах личности международные факторы. Опыт и идеи одних народов оказывали порой значительное воздействие на взгляды и практику в других странах. Постепенно стали складываться правила международной морали, а затем и юридические нормы, ставящие вне закона наиболее грубые нарушения прав человека. Появились права и свободы, которые не должны зависеть ни от общественного строя данной страны, ни от каких других обстоятельств. Они естественны, неотъемлемо присущи любому индивиду, где бы он ни жил или не находился. Эти права и свободы должны быть обеспечены человеку и в западном, и в восточном государстве, как в мусульманском, так и в христианском обществе. Они не должны зависеть даже от того, идет ли речь об экономически развитой стране или о государстве развивающегося мира. Право человека на жизнь, запрещение пыток или других форм негуманного, унижающего человеческое достоинство обращения, запрет дискриминации по признакам языка, пола и т.д. и особенно противоправность расовой дискриминации и ее крайней формы – апартеида – эти и некоторые другие права и свободы присущи любому человеку в современном мире. Государство обязано обеспечить каждому индивиду реализацию этих прав. Лишая их человека, оно действует противозаконно, даже если “узаконивает” в своем внутреннем законодательстве эти деяния, ибо его действия по отношению к человеку в данном случае соизмеряются не его национальными законами, а международными нормами и стандартами. Взаимозависимость и целостность мирового сообщества, единство человечества выражается не в последнюю очередь в появлении, расширении и углублении содержания общечеловеческих стандартов прав и свобод личности, имеющих силу норм как международной морали, так и международного права. Любое государство, желая быть полноправным членом мирового сообщества государств, должно сообразовывать свое законодательство и свою практику с требованиями этих международных стандартов. Следовательно, характер прав и свобод человека определяется не только природой конкретного государственно-организованного общества, в котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности мирового сообщества. Чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами. Это происходит как неправовым способом, т.е. путем распространения знаний о правах и свободах в других странах, общения людей из разных стран, народов в целом, так и через целенаправленное создание международных механизмов и процедур сотрудничества в области защиты прав человека. В этом можно в какой-то мере усмотреть торжество естественного права в сфере защиты прав и свобод личности. Взаимозависимость мира приводит к сужению сферы, в рамках которой каждое государство может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового общественного мнения. Это относится и к правам и свободам человека, где позитивные нормы как международного, так и внутригосударственного характера все полнее могут обеспечить естественные для человеческой природы и человеческого достоинства условия жизни каждого индивида (Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М.: Юрид. лит., 1991. – 160 с.).

Концепция неотъемлемости и неделимости прав, присущих людям в силу их человеческого достоинства, является широко признанной в мире. Она базируется на следующих принципах:

  • Права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
  • Права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
  • Права человека – высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита – главная обязанность государства;
  • Права человека – средство контроля над властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
  • Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
  • Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • Основные права и свободы должны быть едины на всей территории данного государства;
  • Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;
  • Коллективные права неотделимы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;
  • Права человека регулируются законом.

Права и свободы человека могут быть ограничены законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и интересам других лиц. Временные ограничения некоторых прав и свобод человека (но не всех, существуют права и свободы, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, ст.64 Конституции Украины) возможны в условиях чрезвычайного или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их (Права человека: Уч-к для ВУЗов/ Отв. Редактор Лукашева Е.А. – М.: Изд. Группа НОРМА – ИНФРА*М, 1999. – С. 12-35).